AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Статьи > Разное > История авиамоделизма.

История авиамодельных достижений
после войны 1946—1954 гг.

Часть вторая.

После некоторого периода застоя в развитии техники постройки резиномоторных моделей, характеризовавшегося устоявшимися формами проектирования моделей, в 1946 году был сделан новый шаг вперед. И. Костенко и В. Насонов построили модель с рядом усовершенствований. Авторы стремились спроектировать модель с возможно большим относительным весом резинового мотора и, хорошо подобрав винт и выполнив его складывающимся в воздухе, добиться резкого увеличения набираемой моделью высоты в первую минуту работы резиномотора.

Аэродинамика модели, профили крыльев и стабилизатора подбирались с учетом последних данных исследований, проведенных на малых авиамодельных скоростях. Такое соединение высоких аэродинамических качеств с большим запасом энергии, несомым тяжелым резиномотором, должно было позволить модели в начале полета набрать высоту 40—50 м, на которой уже имеются достаточно сильные воздушные течения, а затем перейти на парение, с большой вероятностью попасть в воздушные потоки, которые могли бы унести ее далеко вверх. Такой полет неминуемо был бы более продолжительным и дальним, чем все прежние.

Модель Крстенко и Насонова имела сравнительно малый вес — 253 г, из которых 108 г весил резиномотор. На пятнадцатых всесоюзных состязаниях эта модель, запущенная с рук, пролетела 8100 м, продержавшись в воздухе 1 час 42 мин.

На восемнадцатых всесоюзных состязаниях В. Насонов, запустил модель с резиновым мотором, которая при старте с земли продержалась в воздухе 1 час 16 мин. при дальности полета 24 км и высоте 1172 м. Эти достижения еще никем не превзойдены.

Многое было сделано в этот период для улучшения абсолютных показателей гидромоделей с резиновым мотором. Особенное стремление улучшить показатели гидромоделей авиамоделисты проявили потому, что в течение ряда лет рекорд, установленный итальянцем Пеледжи, оставался неперекрытым.

Эти успехи были бы невозможны без серьезных улучшений аэродинамики гидромодели.

Поисками таких улучшений занялось сразу несколько авиамоделистов. Авиамоделист Анисимов применил складывающийся винт и убирающееся поплавковое шасси, что встречалось впервые в мировой авиамодельной практике. Кроме того, Анисимов применил оригинальное новшество — снабдил свою модель таким шасси, которое при старте выбрасывало модель из воды. Его «прыгающая» модель легко стартовала с воды, не затрачивая на разбег по воде энергию резиномотора.

Другой моделист—новосибирец Трунченков применил складывающийся винт, подтягивающиеся к крыльям поплавки и увеличил долю веса резиномотора в весе модели. Москвич Павлов применил те же средства.

По ныне существующим правилам они должны выпускаться перед посадкой.

Анисимов со своей рекордной гидромоделью

А. Анисимов со своей рекордной гидромоделью

Первые же полеты модели Анисимова ознаменовались выдающимся достижением: она пролетела в плохую погоду 804 м. Рекорд Пеледжи был побит. Вслед за Анисимовым это сделали Трунченков и Захаров, модель которых пролетела 950 м, и Павлов, добившийся дальности полета своей модели 1117 м.

Павлов с одной из своих авиамоделей

П. Павлов с одной из своих моделей.

Лучшее время показала модель Трунченкова и Захарова — 5 мин. 55,8 сек. Этот рекорд продержался не более года. Модель А. Васильева на семнадцатых всесоюзных состязаниях (1948 г.) показала феноменальную дальность полета для гидромодели с резиновым мотором — 14,400 км и исключительное время полета—41 мин.

Однако и это оказалось не пределом для наших моделистов. В 1949 году Ю. Захаров (Новосибирск) на восемнадцатых всесоюзных состязаниях добился увеличения советского рекорда дальности полета до 22,549 км при времени полета 27 мин. А еще через два года, на московских городских состязаниях, юная авиамоделистка И. Чебанова - Егоровская добилась увеличения продолжительности полета гидромодели до 1 часа 13 мин.

Особый интерес у авиамоделистов вызывали новые достижения в авиационной технике. Все новое моделисты сейчас же старались переносить в авиамодельную практику. В работах авиамоделистов таким образом нашло свое отражение и появление реактивных самолетов. Правда, еще в довоенные годы моделисты строили модели, снабженные пороховыми ракетами, а затем и модели с жидкостными реактивными двигателями. Модель с таким двигателем была построена Слесаревым и успешно летала.

Практика, однако, показала, что пороховые ракеты как источник энергии мало пригодны для широкого использования в авиамоделизме, не говоря уже о том, что самодельные ракеты взрываются в самый неподходящий момент. Непригодными для массового моделизма показали себя и жидкостные ракетные двигатели: они требовали весьма осторожного обращения и ряда дефицитных, малодоступных для авиамоделистов материалов.

Можно поэтому смело сказать, что действительное возникновение реактивного авиамоделирования и массовой постройки летающих моделей с реактивными двигателями надо отнести к моменту появления пульсирующих реактивных двигателей (ПРД). Заслуга внедрения этого вида модельной техники в жизнь принадлежит ленинградским авиамоделистам.

Уже в 1948 году на основе весьма скудной информации о принципах работы подобных двигателей и без достаточной информации о достижениях мирового авиамоделизма в этой области в Ленинградском Дворце пионеров была создана конструкторская группа во главе с А. И. Анисимовым. Преодолев большие трудности, этой группе удалось в 1949 году построить успешно работавший двигатель. Испытание его решено было провести на кордовой модели. Это тем более естественно, что труба ПРД сильно раскаляется и посадка такой модели грозила опасностью пожара: модель, летающая на привязи, уже не представляет такой опасности.

Первая в СССР модель с ПРД была построена ленинградским моделистом М. Шаровым и испытана в полете в том же 1949 году.

Анисимов успешно продолжал работу в этой области. В 1949 году он принял участие в международных состязаниях авиамоделистов в Венгрии, где его модель показала скорость 110 км/час.

В августе 1950 года ленинградские школьники В. Давыдов и Р. Садовский, выпустив модель с пульсирующим двигателем в свободный полет, добились продолжительности пребывания модели в воздухе 14 мин. 15 сек. При этом выяснилось, что хорошо отрегулированная модель с ПРД, набрав высоту в моторном полете, планирует достаточно долго и двигатель успевал охладиться и не представлял опасности при посадке.

В 1951 году ленинградцы А. Анисимов и Э. Смирнов построили модель с ПРД конструкции А. Анисимова, которая установила в течение того же года три всесоюзных рекорда для моделей свободного полета. Она пролетела 16 км за 31 мин., набрав при этом высоту 600 м.

На всесоюзных соревнованиях 1952 года модель ленинградца В. Попеля превысила рекорд продолжительности полета по классу моделей самолетов с реактивным двигателем.

С ленинградцами по этому увлекательному виду авиамодельного спорта вступили в соревнование другие моделисты.

Наибольших успехов добился москвич М. Васильченко, много поработавший над пульсирующими двигателями и использованием их на кордовых моделях. Он создал несколько вариантов ПРД, которые пошли затем в массовое производство.

Большим успехом увенчалась также и спортивная работа М. Васильченко: в январе 1953 года его модель установила мировой рекорд скорости при полете на корде — 264,7 км/час.

Однако до сих пор ни Васильченко, ни другие соревновавшиеся с ним авиамоделисты не превысили этого достижения. Так, на международных соревнованиях в 1954 году в Москве максимальный результат для кордовых моделей с ПРД был показан И. Сладки (Чехословакия) и составил всего 232 км/час. Вторым по результатам на этих соревнованиях оказался И. Иванников (СССР), модель которого показала 230 км/час.

Модели с ПРД, летающие с очень большими скоростями, — один из труднейших видов моделизма, и именно здесь от советских авиамоделистов требуется большая техническая и даже научная подготовка рекордов: без этого нельзя рассчитывать на улучшение достижений.

Одной из интереснейших областей авиамоделизма является конструирование радиоуправляемых моделей. Трудности, связанные с устройством приемных и передающих устройств и механизмов, позволяющих на расстоянии управлять моделью, привели к тому, что довольно долго опыты давали хорошие результаты лишь случайно.

1952 год явился годом решительных успехов и на этом участке работы авиамоделистов. На стартах состязаний вблизи г. Сумы многочисленные зрители были свидетелями изумительных по красоте полетов. Модели с механическими двигателями, снабженные устройствами для радиоуправления, выполняли по заказу судей полеты по сложным траекториям, описывали в воздухе восьмерки, круги, прямоугольные маршруты, обычно выполняемые перед посадкой самолетами, и точно садились в непосредственной близости к старту. Особенное одобрение зрителей заслужил алма-атинский авиамоделист П. Величковский, радиоуправляемая модель которого показала продолжительность полета 1 час 2 мин. 30 сек. на высоте 845 м при скорости в свободном полете над мерной базой 39,229 км/час.

Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru