AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Модели > Постройка первой электрической авиамодели

«Укрощение электричества»
или
Постройка первой электрической авиамодели

Часть вторая

Система управления

На данной модели мы устанавливаем три микро рулевых машинки: одна в центроплане крыла, будет шевелить нашими элеронами, две в хвостовой части - на руль направления и руль высоты.

Приемник размещаем за третьим шпангоутом, в специальном, мягком контейнере. Место это очень удачно, нам не нужно применять лишних удлинителей, используем только один, идущий на рулевую машинку элеронов.

После установки батареи, приемника и рулевых машинок, изготавливаем тяги. Для этого включаем передатчик, потом приемник. Смотрим на качалки рулевых машинок, в идеале они должны встать перпендикулярно корпусу сервы, если это не так, откручиваем и стараемся установить, как положено. Теперь замеряем расстояние от качалок до кабанчиков и делаем тяги.

Настраиваем аппаратуру радиоуправления

Отклонение рулей при одинарных расходах:

Элероны – 25°
Руль высоты – 15°
Руль поворота – 35°
Экспонента отрицательная – 30%

Отклонение рулей при двойных расходах:

Элероны – 35°
Руль высоты – 35°
Руль поворота – 45°
Экспонента отрицательная – 50%

С одинарными расходами будем летать как тренер, а с двойными – посмотрим…

У кого не позволяет аппаратура или вы не собираетесь выжимать из самолета все, достаточно настроек, описанных мною, как одинарные расходы.

После установки оборудования и окончательной настройки аппаратуры, закрываем фюзеляж сверху - приклеиваем два куска потолочки. Если что, в будущем, можно просто отрезать верх, произвести необходимые работы и заклеить вновь.

Небольшая недоработка вышла с заменой аккумуляторной батареи. Для ее замены необходимо снимать крыло, а потом крепить на место, неудобно как-то. Также непродуманно получилось с возможностью временно отключать аккумулятор, пришлось прорезать в борту два отверстия для выводов контактов батареи и регулятора. Так что этот момент, в следующий раз, стоит обдумать основательно. На то это и первая самодельная электричка, чтобы все прочувствовать :)

Ну вот, самолет сделан, настроен, взвешен и измерен в тяговом отношении.

Что получилось

Самолет в сборе – 520 грамм, из них начинка – 300 грамм. Винтомоторная группа в такой комплектации развивает где-то 550 гр. тяги. Тягу специально никто не измерял, но, если держать модель вверх – она висит! Винты GWS мне не понравились сразу, слишком хлипкие на вид, что подтвердилось потом в полетах, при резких перегазовках появляется флаттер. Отсюда вывод - заказываем APC, а пока летаем на самодельном деревянном.

Облет

Как всегда бывает, после постройки авиамодели, погода сразу портится, летать нет никакой возможности, а тут такое дело - облет! Всегда интересно, как поведет себя модель в воздухе, как отработают все ваши конструкторские и новаторские решения в деле. А тут такой ветер. Поэтому, как подобает, штиля мы не дождались, поехали в поле.

Модель полетела сразу, правда ее болтало и сносило ветром. Забираемся чуть повыше, пару щелчков триммера по крену и высоте, все, летим! Очень непривычен звук электромотора после ДВС. Переключаемся на двойные расходы, ну это что-то! Самолет висит, летает над головой, даже чувство земли и гравитации притупляются. Такое ощущение, что летаешь в симуляторе. Рисковать не стали и отлетали только один полет.

Далее полеты пошли динамичней, я выдавливал из этого самолета все, что можно, а можно оказалось много, несмотря на тренерскую ориентацию. Только «на ноже», ну никак ходить не хочет, все выворачивается :)

Обучение

Стоит сказать, что задолго до постройки нашей электрички, я занимался с сыном на симуляторе, сначала на FMS, а потом на AFPD. Причем, довольно скоро у него начало все получаться и, смоделированная симулятором модель, стала возвращаться на землю в целости и сохранности, даже в нужное место! Самым трудным, оказалось, остановить новоиспеченного летчика от всякого там 3D пилотажа, а сконцентрироваться на простых и несколько нудных маневрах: проходах над полосой, разворотах по коробочке и т.д.

Так как тренерского шнура у нас нет, учились без него. Технология дальнейшего обучения была проста до безобразия. Я взлетал, поднимался повыше, потом сын вставал между мной и передатчиком, по команде я убирал руки со стиков, а сын брал управление в свои руки. При малейшей опасности, я перехватывал управление. Причем, как часто оказывалось, совершенно зря, модель была под контролем. Так мы провели день полетов.

Наступило время и я сказал сыну: «Все, завтра ты полетишь сам!» Видимо нужно самому, в таких случаях, принимать решение.

На следующий летный день он взлетал и летал сам, единственно, посадки еще не натренировали, пока сажу сам, но это временно. Вот как получается, в современных условиях, благодаря авиамодельным симуляторам, можно начинать летать без единого краша!

Счастливая жизнь электролета

Вот и долгожданный отпуск начался, мы засобирались в путешествие по сибирской Швейцарии – Горному Алтаю. Вот она прелесть электричек – можно взять с собой! Пару винтов, пару аккумуляторов, зарядник, работающий от автомобильного аккумулятора и все!

Первый раз мой отпуск проходил без отрыва от полетов! Летали везде, где была полянка, или, свободный от деревьев, пятачок. Оказалось, для взлета и посадки хватает очень небольшого участка.

Но, кажущаяся легкость и простота управления, расслабляют. Все-таки это настоящий самолет, хоть и маленький, требует к себе внимательного отношения, аккуратности в пилотировании. Так, увлекшись экстремальным пилотажем, я засадил наш самолет в лиственницу, даже толком не поняв, как это произошло.

Самолет сняли, продиагностировали неисправности. Оказалось, что нам повезло! Из потерь, только правая консоль крыла, ей достался сам ствол этого величественного дерева. Что же теперь делать? Мы находились от цивилизации очень далеко. Выручил, чудом обнаруженный, в одной из машин, клей, а кусок прозрачного скотча отодрали от какой-то коробки. Через два часа, наш выздоровевший самолет поднялся в воздух на свежезаряженной батарее! Этот случай научил нас тому, что в следующий раз, к набору оборудования обеспечения полетов электрички, нужно все-таки брать с собой скотч и клей.

Сейчас, этот «ветеран», имеющий за плечами не один десяток часов налета, морально для нас устарел, и мы подумываем списать его в запас. В настоящее время, занимаемся изготовлением новой авиамодели, более продвинутой в пилотажном плане, описанием которой займемся позже.

Видео одного из полетов (18 мег)

 

Евгений Евстратов

Обсудить на форуме

Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru