AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Модели > Строим вторую электрическую авиамодель

«Укрощение электричества»
или
Постройка второй электрической авиамодели

Часть вторая

Продолжаем сборку

Система управления установлена. Крепим на передний шпангоут электромотор. В полости между первым и вторым шпангоутом закрепляем регулятор.

Для того, чтобы понять куда нам нужно устанавливать аккумуляторную батарею, собираем все до кучи. Двигая по фюзеляжу батарею, ищем то положение, при котором центр тяжести модели будет находиться по лонжерону крыла. В идеале батарея должна была разместиться перед приемником в центре фюзеляжа. У нас так не получилось. Центровка вышла задняя, посему батарею пришлось переместить вперед. А места там нет! Пришлось вклеить две площадки для крепления аккумулятора. Первую на втором шпангоуте, вторую у лонжерона крыла. По опыту дальнейшей эксплуатации оказалось вполне приличное решение.

Теперь можно заклеить нижнюю часть фюзеляжа пенопластом. Но нужно учесть два момента. Первый – не забываем закрепить провода от рулевых машинок в фюзеляже, второй – прорезаем отверстие для выхода воздуха в средней части фюзеляжа.

Фонарь и капот закрепляем с помощью маленьких саморезов, добытых из старых китайских игрушек. Капот желательно крепить уже после того как самолет облетан и настроен выкос двигателя. Тогда все будет ровно и красиво.

Очень полезно перед окончательным монтажом оборудования покрыть деревянные составляющие паркетным или обыкновенным нитролаком. Это предохранит деревянные детали от влаги. Бывает дождь или снег попадает вовнутрь фюзеляжа при неправильной посадке или других обстоятельствах.

Настраиваем систему управления

Отклонение рулей при одинарных расходах:

Элероны – 15°
Руль высоты – 15°
Руль поворота – 35°
Экспонента отрицательная – 30%

Отклонение рулей при двойных расходах:

Элероны – 35°
Руль высоты – 45°
Руль поворота – максимально допустимый или 45°
Экспонента отрицательная – 60%

Очень полезно проверить и настроить крайние точки хода качалок рулевых машинок, чтобы рулевые поверхности откланялись в обе стороны одинаково на один и тот же градус. Для этого распечатайте и вырежьте шаблон с размеченными углами.

Шаблон откланения рулей

Нужно вырезать середину, согнуть по линии сгиба и склеить половинки. Приложив его к фюзеляжу точно в нейтрале, можно посмотреть кто, куда и насколько отклоняется.

Также можно поиграть настройками закрылков или флаперонов, аппаратура позволяет. Но нам это кажется лишним для данной модели.

Система охлаждения

Не самая последняя по важности задача для электролетов – организация правильного охлаждения двигателя, регулятора и аккумуляторной батареи.

На нашем самолете поток воздуха забирается приливами на капоте и отправляется в передние боковые отверстия фюзеляжа, которые мы вырезали для охлаждения. Получатся, что при обтяжке фюзеляжа, эти два отверстия оставляем открытыми. Далее воздух проходит через окна в шпангоутах, попутно охлаждая регулятор скорости и аккумуляторную батарею. В конце своего пути воздух выходит через заранее предусмотренное отверстие в нижней части фюзеляжа.

Обтяжка скотчем

Для придания неповторимого внешнего вида нашему самолету, а также для защиты потолочки от вредных воздействий, обтягиваем модель цветным скотчем. Хочу отметить, что плюс к эстетическим соображениям, правильно наложенный скотч, придает дополнительную прочность деталям, изготовленным из потолочки. Не нужно этим пренебрегать.

Все готово для обтяжки скотчем

Мы, по давней привычке, облетывали модель ничем не обклеенную. Фюзеляж был насквозь дырявым и низ не зашит пенопластом. А мало ли! Может после первого облета нужно будет что-то переделывать, а у нас уже такая красота наведена.

После обтяжки скотчем, по всем деталям полезно пройтись утюгом. Пленка натянется и приклеится гораздо лучше. Будьте осторожны с утюгом, если вы переборщите с температурой, скотч расплавиться. Также может покоробить рули. Температуру лучше подбирать опытным путем на куске этой же потолочки оклеенной этим же скотчем.

Перед обтяжкой желательно продумать цветовую гамму и внешний вид вашей модели. По ходу действия это будет сделать гораздо сложней. Обтяжка крыла цветным скотчем, имеет сугубо эстетическую составляющую.

Облет

Когда все готово к полету, батареи заряжены, летчики - конструкторы – испытатели не находят себе места. Ну очень интересно, как же поведет себя модель в первом полете, оправдаются ли все те решения которые были реализованы в очередном модельном шедевре?!

Вот тут осторожней, не надо пороть горячку. Проверьте все еще раз. В конце концов, возьмите собранный самолет в руки и энергично встряхните им! Что вы услышали? Если тишина, ничего не стукнуло и не отвалилось – то будем считать все в порядке.

Опять же, погода. Лучше совершать первый полет свежеизготовленного аппарата в штиль или с минимальным движением воздушных масс.

Закон подлости в момент облета как никогда в силе! Неоднократно были случаи, когда при доводке модели, на улице, как назло, был абсолютный штиль, а вот когда все закончено и заряжено, ты на работе (учебе) ждешь вечера или выходного, чтобы рвануть на поле, с погодой что-то случается, появляется ветер, набегают тучи, грозя залить все дождем и разорвать все на своем пути порывами ветра. Не торопитесь. Подготовьте аккумуляторные батареи для хранения (режим Storage в зарядном устройстве) и спрячьте их в надежное место. Учили же вас аккуратно относиться к литий-полимерным аккумуляторам. Нужно помнить, что у нас хоть и продвинутая, но электричка. Вес ее достаточно мал, она не может достойно противостоять стихии.

Мы не смогли дождаться полного штиля и облетывали самолет в небольшой рваный ветерок. Но ничего, все обошлось. Самолет полетел сразу. Пришлось сделать пару щелчков триммером руля высоты и элеронов.

Облет

Поразительно верткая модель получилась! Благодаря развитым элеронам, даже на зажатых расходах, самолет очень резок по крену. При включении двойных расходов, самолет становится еще резче, но благодаря этому эффективность рулей остается достаточной на очень малых скоростях.

Облет

Первый полет сделан, модель оттриммирована, летучесть проверена. Вроде все правильно, самолет летит, как хотели. Поздравляем себя! Теперь отделка и доводка. Далее летные испытания по настройке самолета на предмет корректировки выкоса мотора, динамической балансировке, дифференциальных отклонений элеронов и т.д.

Данная модель позволяет выполнять практически все фигуры высшего пилотажа, даже элементы модного нынче 3D. Полет в прямом и обратном полете совершенно одинаков, при немного задней центровке модель в обратном полете летит без поддержки рулем высоты! Бочки получаются ровными, петли круглыми. Свою задачу, как вторая электричка, самолет выполняет полностью. Очень удобно, оказалось, возить самолет с собой в багажнике. В любой момент можно подлетнуть.

Пару раз модель падала, но ничего страшного не случилось. В первый раз отстегнулись шасси и минус винт, второй раз похуже, досталось рулю высоты и опять минус винт. Но ничего страшного, тут же вечером все склеивалось. А все почему? Потому, что самолет так расслабляет своими летными данными, что, несмотря на любой ветер, мы все равно заставляли его подниматься в воздух. На любых других своих самолетах, не было бы даже и мысли о возможности полетов в такую погоду.

Послесловие

На данный момент самолет налетал немало моточасов, оправдал все вложенные в него мысли. Нещадно эксплуатировался и зимой и летом, от -10 до +30 по Цельсию. Каких-то новых косяков в конструкции выявлено не было.

Полеты на второй электричке Полеты на второй электричке

Полеты на второй электричке

Сейчас, чаще всего, самолет обитает в багажнике моего автомобиля. Домой забираются только аккумуляторы для зарядки.

Посадка Способ перевозки авиамодели

Ну, что ж, в этой категории летающих моделей, с данной мотоустановкой, больше нам делать нечего. С ростом мастерства пилота (моего сына), растут и модели самолетов. На очереди третья электричка, уже посерьезней, с размахом 1100-1200 мм, с двигателем равноценным 46 размеру ДВС регулятором под 60-80 А, с четырех баночными литий-полимерными аккумуляторами.

Чертежи модели

PDF формат - el_evstratova.pdf (1 Мб)

DWF формат - el_evstratova.dwf (466 Кб)

Для просмотра и печати чертежей в формате dwf, советую найти и установить программу SetupDesignReview2009.exe. С ее помощью можно легко открыть большой архив чертежей и смотреть их с отличным качеством.

Надо сказать, что некоторые детали не совпадают с теми, что видно на реальном самолёте. Например гаргрот - по идее, он должен иметь более элиптический профиль и если есть желание, делайте элиптическим (правда, это повлечёт усложнение подгонки фонаря...). Детали крепления опущены - причина - мы же не поставляем набор-посылку, поэтому, ориентируясь по фотографиям, придумайте сами.

Крышка с фонарём - дан только общий вид - это из соображений, что делать и подгонять её, вам придётся "по месту" - в вашем варианте самолёта.

По всем, возникающим при постройки модели вопросам, обращайтесь в соответствующий раздел нашего форума.

Видео полета второй электрички можно посмотреть здесь.

 


Евгений Евстратов

Обсудить на форуме

Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru