AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Интересное из мира авиации, космонавтики и авиамоделизма.

История авиамоделизма. Лучшие спортсмены и главные события 50 лет назад.

50 лет назад в сентябре 1962 г. произошло важное для отечественных авиамоделистов событие, которое повлияло на дальнейшее развитие этого вида спорта в СССР.

В Киеве на Трухановом острове на Днепре состоялся Чемпионат мира по кордовым авиамоделям, второй по счету после Чемпионата 1960 г., прошедшего в Будапеште. В Киевском Чемпионате мира приняли участие команды из Австрии, Англии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Италии, Польши, Румынии, Советского Союза, США, Финляндии, ФРГ, Чехословакии и Швеции. Вне конкурса выступила команда Украины.

Среди участников были выдающиеся спортсмены - чемпионы мира и Европы, победители международных соревнований, популярный и развивающийся в те годы вид спорта привлек внимание большого количества журналистов и специальных корреспондентов из разных стран.

Кроме состязаний в основных классах моделей - гоночных, скоростных и пилотажных, разыгрывалось первенство по реактивным моделям с пульсирующими двигателями, лучшим в этом классе стал спортсмен Атакулов из Ташкента.

Польский спортсмен Я.Кушелик продемонстрировал модель-копию самолета «Бристоль-Британия», которая была выполнена с невиданной тогда тщательностью, с полной оклейкой алюминиевой фольгой, что в нашей стране еще не применялось. Однако соревнований по этому классу не проводили.

Тренером сборной команды СССР был ведущий спортсмен Михаил Васильченко. За полгода до начала Чемпионата мира кандидаты в сборную команду собрались в Москве в ЦАМЛ (Центральная авиамодельная лаборатория), а затем на самолете Ли-2 ДОСААФ отправились в Ташкент, где и зимой стояла теплая погода. Там спортсмены, оснащенные всем необходимым, проводили зачетные полеты. Последний месяц вся сборная напряженно тренировалась и доводила технику непосредственно в Киеве. Жили в гостинице военного округа. Этот большой дом до революции принадлежал родителям знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского, и в нем Сикорский провел детские и юношеские годы. Иностранцев поселили в лучшей гостинице города. Днем спортсмены размещались в воинских палатках вблизи двух кордодромов.

Открытие Чемпионата мира состоялось на площадке у кордодромов. Построение команд, оркестр, на трибуне представители города, ЦК ДОСААФ СССР и Украины, масса зрителей! В классе гоночных моделей за мировое первенство боролись более 70 участников. Было всего два тура, полуфинал не проводили - его ввели несколькими годами позже.

Первое место и звание Чемпионов мира в личном зачете завоевал экипаж сборной СССР мастера спорта Юрий Сироткин (пилот) и Борис Шкурский (механик). В туре они прошли дистанцию за 4 мин. 38 сек., а в финале – за 4 мин. 48 сек. И это был очень высокий результат для 60-х годов! Так, на предыдущем «Чемпионате Асов» английский спортсмен Эдмонс летал 4 мин. 48 сек., и у него был доработанный специалистом Картером двигатель «Оливер Тигр».

Уже в Киеве, при подготовке к Чемпионату мира у Б.Шкурского и Ю.Сироткина не все складывалось гладко. В одном из тренировочных полетов в момент взлета оборвалась нить управления моделью. Модель сделала петлю, ударилась об асфальт, полностью повредив правую консоль. В полевых условиях с помощью эпоксидной смолы крыло отремонтировали. Однако при первом же полете появился флаттер - автоколебание. Тщательная доработка для устранения флаттера привела к большому успеху. Два советских спортсмена впервые завоевали высшее звание в классе гоночных моделей самолетов!

Юрий Сироткин работал инженером в одном из институтов авиационной промышленности. Он уже дважды был чемпионом страны по кордовым пилотажным моделям и воздушному бою. Однажды выступал в качестве пилота на гоночных моделях вместе с днепропетровским спортсменом Владимиром Васильченко, братом Михаила Васильченко. Борис Шкурский был инженером Центральной авиамодельной лаборатории Центрального аэроклуба. Он обладал хорошими знаниями и отлично строил модели, успешно выступал в соревнованиях по таймерным и радиоуправляемым моделям. К сожалению, этот выдающийся дуэт после 1965 г. распался.

Кроме Сироткина и Шкурского в советскую команду входил ленинградский экипаж И. Радченко-В. Жельман. Они завоевали 2-е место с результатом 4 мин. 41 сек. Третий экипаж сборной команды состоял из киевлян Б. Краснорутского и А. Бабичева. Они в течение 1960-1962 г.г. становились чемпионами СССР, показывая высокие и стабильные результаты. Однако в туре желаемого результата не получилось из-за залета модели в круг. Тем не менее, в общем командном зачете наши гонщики заняли 1-е место.

После окончания соревнований по гоночным моделям ленинградский спортсмен А.Кузнецов установил новый мировой рекорд. Управляемая им кордовая скоростная модель с двигателем с рабочим объемом 10 куб.см. на километровой дистанции развила скорость 288 км/час. Это достижение на 11 километров превысило мировой рекорд по этому классу, установленный американцем Лодердейлом, участником прошедшего в Киеве чемпионата.

Следует обратить внимание на технику, представленную на Чемпионат. В - первых технические требования к ряду классов моделей были другими. Так, например топливный бак у гоночной модели был не 7 см3., а 10 см3., диаметр нити корда был 0,25 мм, не была ограничена площадь миделевого сечения фюзеляжа ограничена. Ввиду того, что в правилах не было сказано о физическом подгоне модели, у нас в стране вплоть до 1962 г. практиковался подгон, для чего модели делали тяжелыми: некоторые весили до 700 грамм. В таких условиях преимущество имели пилоты физически сильные - такие как Ю. Сироткин из Москвы и В. Скрипченко из Харькова.

Двигатели применялись в основном итальянского производства - «Супер Тигр G 20/15». Единственный экипаж (А.Бабичев - Б.Краснорутский) летал на двигателе собственной конструкции и изготовления - первом экземпляре двигателя «Ритм», который по своим характеристикам не уступал итальянским.

В классе скоростных моделей почти все участники, добившиеся хороших результатов, применили однокордовое управление. Его продемонстрировал в 1960 г. в Венгрии американский спортсмен Билл Вишневский. Резонансных труб тогда не применяли. Позже ФАИ запретило использовать эту схему по соображениям техники безопасности.

На скоростных моделях стояли новые мощные двигатели - у венгров МОКИ S 3. Итальянцы применяли Супер-Тигр GУ, американцы - Торпедо 15. Модели советских спортсменов оснащались двигателями конструкции В. Наталенко и А. Кузнецова. Схема скоростных моделей выполнялась типовой. Американцы привезли модель с одним полукрылком. Позже авиамоделисты всего мира стали её применять.

Личное первенство по моделям воздушного боя выиграл Ю.Сироткин. В то время особых технических требований к этим моделям не предъявляли. Сироткин выступал с большими моделями, специально изготовленными под двигатели объемом до 5 см3.

Из 42 стартовавших пилотажников в финал вышли 22 участника, в том числе все три советских спортсмена - Ю. Сироткин, Е. Кондратенко и В. Симонов. В финальном туре, согласно правилам соревнований, спортсмены обязаны были в течение 8 минут выполнить специальный пилотажный комплекс. Сироткин или Грондаль? Удастся ли бельгийцу закрепить за собой еще на два года звание чемпиона мира или этот почетный титул перейдет к Сироткину. Ведь советский авиамоделист был на пороге победы, он опередил основного соперника на 44 очка, а венгра - на 85 очков. В личный зачет должен был войти лучший результат из двух предварительных и финальный.

Стоит обратить внимание на то, что Юрий всегда выходил на кордодром подтянутым, в светлой спортивной форме, что привлекало внимание судей - оценщиков. К сожалению, Сироткин неудачно выступил в финале: перепутав последовательность фигур, он потерял много очков и сразу откатился на пятое место. Подобного могло и не произойти, если бы в кругу находился помощник, напоминавший участнику фигуры и порядок их выполнения, что не противоречит правилам соревнований. Это учел Грондаль, у которого был «суфлер». Бельгийский спортсмен стал чемпионом мира в классе пилотажных моделей 1962 г.

Закрытие Чемпионата проходило в торжественной обстановке. За дружеским ужином в лучшем ресторане Киева, когда оркестранты отдыхали за их инструменты сели П. Бугль - выдающийся создатель авиамодельных моторов и Николс - владелец авиамодельного магазина в Лондоне.

После окончания Чемпионата мира членам нашего экипажа было присвоено спортивное звание «Заслуженный мастер спорта СССР». А тренер сборной команды М. Васильченко был удостоен звания «Заслуженный тренер СССР». Этот прецедент открыл будущим поколениям еще одну возможность получения высоких спортивных званий лучшими спортсменами - авиамоделистами.

И через 50 лет достижения наших лучших спортсменов невозможно и нельзя забывать. Они проложили дорогу российским авиамоделистам на международную арену. Авиамодельный спорт во все мире и в нашей стране живет и развивается, появляются новые классы моделей, новые спортсмены высокого ранга. Ежегодно Московский авиамодельный клуб проводит розыгрыш Кубка памяти Б. Шкурского по гоночным моделям.

В этом году в продолжение победной традиций российские спортсмены С. Андреев и О. Воробьев стали чемпионами мира в классе гоночных моделей.

К сожалению, за последние два десятка лет государство перестало обращать внимание на технические увлечения мальчишек. Закрыто множество авиамодельных лабораторий, уничтожены кордодромы, снизилась массовость.

Сегодня появляется скромная надежда, и уже есть тому живые примеры, что чиновники разного уровня начинают понимать значение авиамодельного спорта в развитии Российской авиационной промышленности!

Огромная благодарность Вячеславу Тимофееву за подготовку материала и фотографий к статье!

Дата размещения: 22.09.12г.


Другие новости:

Компания «Текстрон» создала малогабаритный беспилотный аппарат - бомбу.

Компания Textron Defense Systems на ежегодной конференции Ассоциации ВВС в Вашингтоне (округ Колумбия) показала новый беспилотный аппарат, который разработан, чтобы взрываться при обнаружении вражески... [ читать дальше ]


Airbus покажет дизайнерский самолет ACJ319 на выставке деловой авиации Jet Expo 2012.

В рамках международной выставки деловой авиации Jet Expo 2012 компания Airbus Corporate Jets впервые в России представит бизнес-джет ACJ319 с эксклюзивным салоном от французского дизайн-бюро Alberto P... [ читать дальше ]


Пентагон задумал глобальное перевооружение стелс-истребителей F-22 и F-35.

Несмотря на сокращение бюджета, ВВС США по-прежнему планируют масштабную программу по приобретению нового поколения оружия воздушного базирования, прежде всего для стелс-истребителей F-22 и F-35, кото... [ читать дальше ]






Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru