AVmodels.ru - информация о моделях самолетов, моторах, аппаратуре радиоуправления
 
AVmodels.ru - модели самолетов
 

авиамоделизм - мир увлеченных

Главная
Авиамодели
Двигатели
Топливо
Воздушный винт
Статьи
Обратная связь
Каталог ссылок
Барахолка
Фотогалерея
Форум

Специальное место)

  Главная > Интересное из мира авиации, космонавтики и авиамоделизма.

Грандиозная Европейская программа создания рынка летательных боевых роботов под вопросом.

Ровно год прошел после неудачной попытки создания европейского аэрокосмического суперконцерна-гиганта через слияние "Европейского аэрокосмического и оборонного концерна" (EADS) и британского оборонного концерна BAE Systems. Предполагалось, что объединение EADS и BAE станет самым значительным европейским ответом на американскую оборонную и аэрокосмическую консолидацию, создавшую на рубеже двух столетий новый уровень оборонно-экономической мощи США. Однако создание европейского суперконцерна провалилось, отчасти из-за позиции США. Британская BAE не пожелала отказаться от преференции отношений с Пентагоном.

Испытательные полеты на прошлой неделе во Франции управляемого дистанционно опытного образца беспилотного вертолета, разработанного компанией Eurocopter - подразделения франко-германского концерна EADS, дали повод вновь обсуждать проблему потенциала и возможностей европейского военно-промышленного комплекса. В международных СМИ вновь стали задавать вопрос: способны ли европейцы самостоятельно создавать собственные боевые беспилотные комплексы?

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) известны с 1930-х годов и первоначально использовались в качестве тренировочных мишеней. Уже в годы Второй мировой войны известны попытки немцев использовать управляемые по радио беспилотные самолеты для атаки крупных наземных целей, в частности, для уничтожения захваченного Красной Армией моста через Одер. В наши дни программа использования беспилотных летательных аппаратов, иначе называемых "дронами", запущенная в США при президенте Джордже Буше-младшем, и получившая беспрецедентное развитие при президенте Обаме, стала краеугольным камнем в разведывательных операциях ЦРУ и американских военных операциях в Северной Африке и на Ближнем и Среднем Востоке. Использование боевых дронов стало неотъемлемой частью американской военной тактики и стратегии последнего десятилетия.

Первоначально в начале 2000-х годов европейские военные скептически смотрели на возможности крупных БПЛА. Однако уже в Афганистане и Ираке им пришлось изменить свое мнение после того, как они стали пользоваться разведывательной информацией, добытой американцами посредством БПЛА. Боевое применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стало обычной практикой военных кампаний последнего десятилетия. Современные БПЛА способны совершать продолжительный полет, зависать над районом, контролируемым противником, вести разведку, осуществлять ракетно-бомбовую тактическую поддержку наземных войск и, наконец, точечными ударами уничтожать идентифицированные дистанционно личности. Если за последние пять лет пребывания у власти президента Джоржа Буша в результате точечных ударов с воздуха были убиты 426 человек, то с 2009 года число жертв возросло до 2355. БПЛА стали действенными инструментами глобального неоколониального террора. Пока что дроны активно используются американцами и их союзниками против противника, у которого отсутствует адекватный вызову технологический уровень. Что касается прочих, то недавно иранцы продемонстрировали возможность противодействия дронам, когда перехватили управление и посадили крупный БПЛА американцев. Очевидно, что будущая потенциальная война между технологически развитыми противниками будет включать в себя, как действия БПЛА, так и операции по противодействию им, включая электронное воздействие. Очевидно, что сам класс БПЛА в дальнейшем будет развиваться в направление летательных аппаратов боевых роботов.

Простой обзор арсенала крупных БПЛА, состоящих на вооружении стран НАТО, свидетельствует, что все крупные дроны в настоящее время разработаны и произведены в США и Израиле. При этом отставание в этом классе вооружений европейских вооруженных сил от американцев более чем очевидно. Так, по подсчетам Международного института стратегических исследований, в настоящее время на вооружении германского бундесвера находится 3 крупных дрона, французской армии - 4, итальянской - 9, британской - 10. И это в то время, когда вооруженные силы США имеют у себя на вооружении 429 тяжелых дронов. Очевидно, что европейские вооруженные силы здесь существенно отстают в качественном и количественном отношении от США. Впрочем, сравнение традиционной боевой авиации также не в пользу европейцев. Однако в количественном отношении разница здесь не представляется столь драматичной. Например, по сведениям базирующейся на Брюссель экспертной организации Eurocontrol, в 2011 году США имели у себя 13.195 военных и вспомогательных летательных аппаратов - самолетов и вертолетов, а все 27 государств ЕС обладали в сумме 8.111 единицами подобной техники: Франция - 1.339, Великобритания - 1.296, Германия - 1.096 и Италия - 901. При сравнении ударной боевой авиации (без вертолетов) разрыв между американцами и европейцами увеличивается: США - 3.630 боевых машин, Франция - 380, Германия - 346, Великобритания - 213 и Италия - 164. Даже кризисная Греция в 2011 году имела в строю своих военно-воздушных сил 304 боевых самолета против 401 у Турции.

Как бы там ни было, но исполнительный директор EADS Том Эндерс в июне месяце этого года высказал мнение, что Европа потеряла последние десять лет именно в деле развития БПЛА. Дальнейшая пробуксовка по этому направлению, по его мнению, будет означать продолжающееся доминирование американцев и израильтян в разработке и производстве крупных дронов. Между тем, по оценке экспертов Teal Group, ежегодные затраты на исследования и развитие беспилотной авиации к 2023 году удвоятся и составят в мире сумму в $11,6 млрд. Это означает, что европейцам необходимы существенные финансовые затраты на создание собственной беспилотной авиации.

А пока руководители европейского военно-промышленного комплекса жестко оценивают состояние собственных дел, Франция этой весной решила к имеющимся и нее четырем устаревшим машинам приобрести 12 новейших БПЛА Reaper от американской General Atomics Inc. Французские военные тем самым признали, что за минувшее десятилетие они потеряли больше, чем время - они утратили собственный технический путь развития БПЛА. Покупка французами за €670 млн. американских Reaper была инициирована войной в Мали. Дроны французам в этой стране потребовались после того, как они стали свертывать активные операции. Французские военные надеются при помощи БПЛА держать под контролем замиренные территории Мали и наблюдать за соседними государствами в поисках враждебной исламистской активности. Пойдя на сделку с американцами, французское правительство вынуждено было тем самым признать, что достойной альтернативы американским летательным аппаратам у европейцев нет. Париж, даже уже получив согласие Пентагона на закупку беспилотников, продолжал переговоры с Израилем по этому вопросу.

Что касается британского потенциала БПЛА, то пять из десяти, имеющихся у британцев на вооружении машин, прямо управляются британским подразделением с базы ВВС США в Неваде. Фактически, британцы сидят в соседнем помещении со своими американскими коллегами. Очевидно, что это британское подразделение находится под прямым контролем Пентагона.

А теперь о Германии. 12 февраля 2013 года американское издание Washington Post опубликовало интервью с министром обороны Германии Томасом де Мезьером. В нем германский министр сообщил о желании Германии приобрести у США боевые летательные аппараты-беспилотники, а в мае того же года Берлин заявил о свертывании программы создания собственного крупного БПЛА, списав в убыток затраченные на нее сотни миллионов бюджетных евро.

Основная причина диспропорции в БПЛА между США и Европой связана с тем, как считают в военно-промышленном комплексе Европы, что европейские правительства при всем видимом их желании обзавестись собственными крупными БПЛА выделяют недостаточно средств на программы их создания. Впрочем, средств пока хватает только на то, чтобы вести исследовательские разработки, чтобы совсем не отстать от американцев. О серийном производстве и постановке на вооружение собственных образцов речь пока не идет. Поэтому политики и промышленники Европейского Союза выражают все большее беспокойство тем, что отказ от собственных программ запуска в серию больших БПЛА означает отказ от суверенитета в пользу США и потерю в будущем одного из динамичных сегментов рынка аэрокосмической продукции.

Кроме финансов, другой значимый вопрос - кооперация. Пока что европейским правительствам удалось достичь сотрудничества в развитии традиционной авиации. В настоящее время Airbus - подразделение EADS, работает на основе софинансирования над программой создания транспортного самолета A400M. Консорциум NHIndustries, созданный тремя фирмами - Eurocopter, Finmeccanica FNC.MI, SpA's AgustaWestland Fokker Aerostructures, работает над тяжелым вертолетом NH90. Европейские эксперты отмечают, что проблемой в означенных кооперационных проектах является выход конструкторских бюро за рамки предложенного им финансирования. Кроме того, обычно отдельные национальные правительства выдвигают собственные требования к создаваемой совместно конечной продукции, исходя из одних известных только им критериев. В результате еще не рожденный вертолет NH90 имеет уже несколько модификаций под национальные нужды отдельных стран. Подобного рода расхождения мешают концентрации для достижения общего отличного результата.

В последние годы европейские компании: франко-германский EADS, британский BAE Systems, французский Dassault Aviation при поддержке правительств, но без какой-либо координации между собой, занимались собственными разработками крупных БПЛА. Во Франции Dassault в 2003 году запустила проект "nEUROn" - разработку боевого БПЛА с элементами технологии стелс. Dassault кооперировалась с компаниями из Италии, Испании, Греции и Швейцарии. Прототип БПЛА был испытан во Франции в декабре прошлого года. Испытания своим объемом и содержанием не впечатлили специалистов.

Британская компания BAE работает над собственным проектом БПЛА, получившим название Taranis. Однако BAE столкнулась с неожиданным препятствием. По британскому законодательству полеты беспилотных аппаратов в воздушном пространстве Великобритании запрещены, поэтому BAE пришлось отправить Taranis для испытаний за океан в далекую Австралию.

Германия потратила около €1 млрд. на свой проект БПЛА, который использовал в качестве прототипа американский БПЛА RQ-4 Global Hawk 20 производства Northrop Grumman Corp. Дооснащение германской модели собственными средствами электронной разведки проводила одна дочерняя компания европейского концерна EADS. Однако после того как немецкое правительство представило трудности сертификации изделия германского производства, работы над германским БПЛА Euro Hawk были свернуты. Правда, бундесвер успел получить один демонстрационный образец. В планах осталась закупка еще 4-х беспилотников марки Euro Hawk. Как считают в Берлине, американский концерн Northrop Grumman намеренно засекретил часть технической документации по прототипу. И именно эти данные Европейское агентство по авиационной безопасности сочло необходимыми для сертификации. Провал проекта Euro Hawk вызвал в Германии шквал критики в адрес министра обороны ФРГ Томаса де Мезьера. Однако это не помешало уже 27 июля 2013 года военным ведомствам Франции и Германии предложить Брюсселю в рамках оборонной стратегии Евросоюза усилить "операционную эффективность" создающихся многонациональных европейских "боевых групп" - бригад быстрого реагирования, беспилотными аппаратами. Этот вопрос будет обсуждаться на оборонном саммите в Брюсселе в декабре 2013 года.

В последнее время французское и британское правительства обсуждают способы синхронизации работ и объединения усилий программ БПЛА Dassault и BAE, но официального решения пока не принято. Даже, если у инженеров европейских аэрокосмических фирм есть собственные оригинальные конструкторские идеи, поднять программу создания крупного БПЛА без крупного государственного финансирования невозможно. Опыт рассмотренных примеров по Франции, Британии и Германии свидетельствует об этом. В июне прошлого года франко-германская EADS, французская Dassault и итальянская Finmeccanica выступили с совместным заявлением, призвав европейские правительства объединить усилия в единой программе создания европейского крупного БПЛА. Означенные фирмы изъявили желание работать вместе в том случае, если правительства европейских стран согласятся запустить и финансировать единую программу.

Между тем французская Dassault с 2011 года сотрудничает с британской компанией BAE по созданию разведывательного дрона Telemos. Однако компетентные эксперты утверждают, что BAE не считает проект Telemos приоритетным для себя. BAE больше интересует проект создания боевого дрона. Естественным партнером BAE в этом деле мог бы стать франко-германский EADS. Отсутствие общеевропейской кооперации в деле создания современных крупных БПЛА дает простор и иным, кроме американской и израильской, альтернативам. В настоящее время над собственными программами БПЛА работают в Китае, Южной Африке и Турции. Можно с определенной уверенностью утверждать, что проблема создания объединенными усилиями крупного БПЛА в европейском военно-промышленном комплексе будет решаться в ближайшее время.

ИА Regnum.

Дата размещения: 15.10.13г.


Другие новости:

Россия предложила сотрудничество Бразилии по вопросам совместной разработки истребителя ПАК ФА.

Российская делегация предложила Бразилии совместную разработку авиатехники пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). В ходе переговоров стороны планируют обсудить вопросы военного и военно-технического сотрудни... [ читать дальше ]


Российские военно-воздушные силы ждет масштабное обновление парка боевых самолетов к 2020 году!

Только одних истребителей марки «Су» военные летчики должны получить не менее 440 штук. Среди них новейшие комплексы 5-го поколения Т-50, созданные на базе российско-индийского истребителя Су-30МКИ – ... [ читать дальше ]


Проект по производству самолетов "Diamond" в России презентовал Ростех.

Представители госкорпорации Ростех рассказали о проекте создания малых пассажирских самолетов вместимостью на 9 и на 19 пассажирских мест совместно с австрийской компанией Diamond Aircraft Industries.... [ читать дальше ]






Ваша реклама



Copyright © 2007-2024 г. «AVmodels.ru»
Использование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на первоисточник.

Top.Mail.Ru