«Укрощение электричества» или Постройка второй электрической авиамодели
Часть первая
Ну что, господа электролетчики, начали откровенно скучать на полетах с первой электричкой, описанной в предыдущей статье? Если так, то давайте займемся изготовлением новой электрички, более продвинутой в пилотажном плане.
А что нас не устраивает в старой модели, ведь летает она неплохо? Да наверно то, что этот самолет - тренер. Толстый, несрывной на малых скоростях профиль, излишняя устойчивость, благодаря верхнему расположению крыла, небольшие по площади рулевые поверхности – все это не дает нам правильно выполнять фигуры высшего пилотажа (тем более элементы 3D).
В проектировании новой модели мы постараемся учесть все наши пожелания. А пожелания у нас просты - нам нужен агрессивный пилотаж. Тем, кто после обучения полетам на тренере, загорелся планерами, скоростными моделями или копиями, нужно, конечно, идти по другому пути.
Какой мы видим новый самолет?
Попробуем выразить наши мысли:
- Это будет среднеплан со всеми атрибутами нормального самолета.
- Крыло с постоянной толщиной профиля. Такое крыло гораздо лучше себя ведет на малых скоростях.
- Более развитые элероны, для каждого элерона отдельная рулевая машинка. Это позволит нам полней использовать возможности нашей аппаратуры радиоуправления, да и шевелить такими «махалками» сложно одной машинке.
- Более развитые рули хвостового оперения.
- Легко снимающийся фонарь (для удобства обслуживания и замены аккумуляторных батарей).
- Пора бы сделать капот, для красоты и обеспечения охлаждения оборудования.
После того, как у нас в голове сформировались мысли о новом самолете, приступим к чертежу 1:1. Было бы логично подойти к чертежной доске с карандашом и линейкой. Лично я делаю свои чертежи в CorelDRAW. Хотя эта программа и не является специализированной программой для прорисовки чертежей, но, кому где удобней. Чертеж выполняю в двух проекциях, после чего иду к рекламщикам и распечатываю готовый чертеж на плоттере. Кто с компьютером на вы, смело чертите карандашом на бумаге.
Чертежи, которые вы имеете честь лицезреть в этой статье, изготовлены совсем другим способом, с помощью правильных программ и профессионализма Александра Котенева (PapaAlex), за что отдельное ему спасибо. Скачав файл (см. файл в конце статьи), вы можете в подробностях, со всех сторон, рассмотреть данную модель. Думаю, это снимет много вопросов и поможет вам в постройке модели самолета.
Для изготовления нашей модели нам придется купить новое оборудование или (как сделали мы) снять все со старого самолета.
У нас получилось:
- электрический двигатель: KA22-15M;
- регулятор оборотов: HiModel FLY-20A;
- аккумуляторная батарея: Zippy-R 21C 2200 мА 2 шт.;
- рулевые машинки: HXT 900 9 г 4 шт.;
- воздушный винт: APC 10x5 SF
Разница в комплектующих с первой моделью, только в замене винтов GWS на APC и покупке еще одной рулевой машинки, для элеронов. Винты GWS мне не понравились, уж больно жиденькие, флаттерят при энергичных перегазовках. Как показал опыт эксплуатации данной винтомоторной установки, APC 10x5 SF – лучший выбор.
Начнем
Для изготовления нашей модели нам не понадобятся какие-то специальные материалы типа бальзы, угля или карбона. Обойдемся «подножным» материалом. Заготавливаем потолочную плитку, легкую фанеру (от ящиков из-под лимонов), пилим сосновые рейки разной длины и сечения, покупаем клей ПВА и Момент «Кристалл». Инструмент, разумеется, у нас уже имеется.
Крыло
Крыло изготавливаем по технологии, описанной в предыдущей статье. Единственное, я применил для нервюр не потолочную плитку, а очень плотный пенопласт. Так как крыло у нас неровное, нужно распечатать и сделать шаблоны для каждой пары нервюр. После чего вырезаем по ним нервюры.
Профиль для нервюр крыла использовали с постоянной относительной толщиной по всему размаху. Тонкий и менее несущий профиль, находится у фюзеляжа, поэтому штопорная характеристика крыла и самолёта в целом, становится более мягкой.
Крыло собираем на клее ПВА прямо на распечатанном чертеже. Рейки для лонжеронов 3х3 мм, передняя кромка 3х3 мм. Обратите внимание на конструкцию задней кромки крыла. Так как она довольно широкая, не имеет смысла делать из цельной рейки. Несущим элементом является сосновая рейка 3х3 мм, а все остальное собирается из 2 мм кедрового шпона. Получается прочная и легкая конструкция.
Изготовление элеронов потребует больше усилий, чем для предыдущей модели. Элероны наборные. Передняя кромка элерона несколько похожа по изготовлению на заднюю кромку крыла. Навесы элеронов выполнены также прочной нитью восьмеркой. При желании, можно заменить на пластиковые петли подходящего размера.
На расстоянии третьей нервюры от середины делаем место под рулевую машинку. Вклеиваем бобышки из кедра для крепления, а сверху рамку, вырезанную из миллиметровой фанеры. На нее приклеится пленка при обтяжке.
В центроплане, вклеиваем две круглые бамбуковые рейки для крепления к фюзеляжу. Крепление к фюзеляжу происходит в трех точках. Передняя часть крыла втыкается во второй шпангоут, а задняя притягивается винтом М3. Как показала практика, фюзеляж, в месте крепления крыла, выдерживает все летные и даже некоторые нелетные нагрузки.
Обтягиваем крыло лавсановой пленкой на клее Момент «Кристалл». Не забудьте обклеить нервюры бумагой, чтобы клей их не разъел.
Фюзеляж
Фюзеляж состоит из силовой части, которая идет от переднего шпангоута до задней кромки крыла. Эта часть напоминает букву Н, если смотреть спереди. Сверху у нас будет фонарь, а снизу закроем пенопластом.
Далее четыре рейки и потолочка. В фюзеляже три с половиной шпангоута. Первый, силовой - для крепления двигателя. Второй, тоже не зря - за него крепится передняя часть крыла, на него опираются стойки шасси, и так получается, что он воспринимает "львиную долю" всех лётных и нелётных нагрузок. Третий, половинчатый – за него крепится задняя часть крыла с помощью винта М3. Еще одни шпангоут наклонный. В верхней части этого шпангоута установлена защелка для крепления фонаря. Совершено необходимая вещь, для быстрого снятия фонаря при замене аккумуляторных батарей. Защелка элементарно проста. Вместо специальной, из магазина за 300 рублей, мы сделали ее из стальной проволоки, которую особым образом изогнули и закрепили на шпангоуте.
Обратите внимание на облегчение фанеры, она хоть и легкая, но не настолько. Причем сделать это нужно правильно, чтобы не ослабить те места, где не нужно.
Верхняя часть фюзеляжа с фонарем имеет основу из той же фанеры. Верхнюю часть изготавливаем из потолочки, предварительно изогнув ее. Гнуть потолочку очень удобно на металлической трубе, предварительно нагретой до необходимой температуры. Вся съемная часть крепится передней частью за первый шпангоут, а задней за защелку на последнем шпангоуте.
Хвостовое оперение
Технология изготовления хвостового оперения аналогична первой электричке - окантованная рейками потолочка. Отмечу один момент. Нужно усилить соединение половинок руля высоты. Мы сделали это, вклеив дополнительно рейку из бамбука. Навеска рулей на петлях из ниток.
Вклеивать стабилизатор и киль в фюзеляж следует только тогда, когда крыло будет готово и прикручено к фюзеляжу. Только в этом случае можно добиться перпендикулярности и параллельности, о важности которых я не буду говорить вам дополнительно.
Шасси
Шасси были просто сняты с прошлой модели и установлены на новую. Хвостовое колесо опять решили не делать. Рулить особо у нас негде, а взлет и посадку хорошо отрабатывает костыль из проволоки. Единственный недостаток – противный звук при трении об асфальт. Для кого это принципиально, установка хвостового колеса не возбраняется.
Фонарь и капот
Капот и фонарь изготавливаем по одинаковой технологии. В первую очередь делаем деревянные болваны по форме будущих изделий. После чего подбираем подходящую по цвету и емкости пластиковую бутылку. Почему-то получается, что чаще всего подходит тара от пива :) Размещаем болванки в бутылках и обжимаем их с помощью строительного фена, в крайнем случае, на плитке или в духовке. После чего вырезаем ножом нужную нам часть. При достаточной сноровке получается очень даже неплохо и с первого раза.
Обратите внимание на форму капота. По бокам видны приливы, которые помогут нам организовать систему охлаждения.
Сборка
Ну вот, у нас имеются в наличие фюзеляж, крыло и хвостовое оперение. В первую очередь закрепляем крыло на фюзеляже, затем вклеиваем стабилизатор и киль.
Обязательно проконтролируйте перпендикулярность и параллельность хвостового оперения относительно крыла. Вклеиваем площадку для шасси и бобышку с проволочным костылем. Низ фюзеляжа пока не закрываем. Мы сделаем это после монтажа системы управления.
Система управления
Из подходящей пластмассовой коробочки (мне попалась под руку коробка от проволочной гардины) изготавливаем кабанчики. На элероны они просто плоские и приклеиваются к соответствующей нервюре элерона.
Для руля высоты и руля поворота мы используем пластмассовый угол, чтобы максимально закрепиться на пенопластовом руле. Размеры кабанчиков зависят от размера качалки сервомашинки и желаемого угла отклонения рулей. Так как отклонение рулей хвостового оперения в максимуме составляют 45 градусов, кабанчик имеет такой же размер, как и качалка рулевой машинки. Соответственно на элеронах кабанчики на 1/3 больше, так как там рули будут отклоняться на 30 градусов.
Закрепляем рулевые машинки на крыле, хвосты выводим в центроплан. Рулевые машинки хвостового оперения установлены по обе стороны фюзеляжа. Одна управляет рулем высоты, другая рулем поворота. Все хорошо видно на фотографиях. Для этих серво нам понадобятся два удлинителя.
Тяги изготавливаем из стальной проволоки, также как и на первой электричке. Приемник проще расположить в центре фюзеляжа. У нас на самолете он расположен несколько дальше. «Почему?» - спросите вы. Все просто, удлинителей хвостовых рулевых машинок хватило только до этого места
Дальше >>>
Обсудить на форуме
|