Молодежь и техническое творчество – будущее Национального центра авиастроения В произведениях великого французского писателя, летчика, ученого и изобретателя графа Антуана де Сент Экзюпери проходит красной нитью легкая грусть и мечта – сделать жизнь прекрасной для всех живущих людей на этой голубой планете, для всех, кого мы приручаем и за всех этих живых существ мы в ответе. Главное, чтобы сделать эту жизнь лучше – в совершенстве овладеть ремеслом. Ремеслом рабочего, инженера, учителя – человека труда.
Авиация в ХХ-м веке совершила гигантский скачок, подняв человека в воздух и космос. Этот прорыв совершили выдающиеся ремесленники, прошедшие путь становления авиатора с глубокого детства, когда маленький человек начинает осознавать свое «Я» с 5-7 летнего возраста, когда он умеет удивляться, задавать вопросы и переживать.
Американцы, братья Райт, были поражены дорогущей игрушкой, которую им купил отец вместо рубашек! Это была простейшая модель вертолета с резиномотором. Братья в тот же вечер, наигравшись, разломали её, чтобы изучить как она устроена. Отец, разорившись на эту покупку, даже и представить не мог, что его сыновья войдут в мировую историю, как создатели первого в мире самолета, полетевшего в декабре 1903 года.
Народ талантлив. И знания раньше передавались от деда к отцу, а от отца к сыну. По наследству. И знания часто держались в строжайшем секрете не потому, что это привело бы к потере доходов в борьбе за выживание. Нет. Дети как губки впитывают знания своих отцов с самого рождения, и вращаясь вокруг них, досконально постигают ремесло. Их не надо учить в нуля. Они это получают с пеленок. Сейчас эта преемственность утрачена полностью.
Через ремесленные училища прошли академик Сергей Королев, создавший корабль, который ушел за пределы земного тяготения и подаривший миру слово СПУТНИК и первого космонавта планеты – Юрия Гагарина!.
Юрий Гагарин в свое время первую рабочую профессию сталевара получил в ремесленном училище в Люберцах, а до этого еще в школе строил с увлечением летающие модели самолетов...
Наш город – город мечтателей и ученых, летчиков-испытателей и космонавтов. Почему именно наш город? Ревущие двигатели на форсаже уносили необычные и уникальные самолеты в синеву небес и не было ни одного равнодушного человека в городе, который бы не провожал в полет самые удивительные машины в единственном экземпляре – в полет, в будущее...
В нашем городе живет величайший музыкант – Сергей Скрипка, но для большинства мальчишек, и не только их, самая лучшая музыка в мире – ревущие двигатели истребителей и бомбардировщиков, «Буранов» и сверхнеобычных вертолетов.
Пройдитесь по мемориальному кладбищу нашего города. На надгробных плитах вы увидите молодые лица героев, прославивших нашу авиацию. Совсем молодые парни, ставшие летчиками-испытателями и ушедшие в небо насовсем, отдав свои жизни авиации. Молодыми. Они шли в летчики не для того, чтобы стать знаменитыми. В небо их позвала мечта – летать как птицы... Долететь до того облачка... Облететь Землю... Летать быстрее всех и выше всех!!!
Мало кто знает из жителей нашего города, что наш город является первым центром подготовки космонавтов, что в лиёвской поликлинике более полугода до самого полета в 50-м кабинете врача жили первые космонавты мира Юрий Гагарин и Герман Титов! Еще живут среди нас те, кто работал с ними. А один из суперпилотов до сих пор гонял свой автомобиль по нашим улицам – Петр Казьмин, возраст которого уже подходил к сотне лет! На самолете-лаборатории вместе с другими летчиками-испытателями по очереди он тренировал наших первых космонавтов на невесомость. При разгоне самолета летчик делал горку по специально рассчитанной траектории и на 25-30 секунд все как подопытные кролики болтались в невесомости. И так по 20-30 секунд Петр Казьмин налетал в невесомости более 2-х суток!.
Попасть в засекреченный город, которого не было на карте - мечтали многие. Что ни имя, то легенда: Михаил Громов, создатель ЛИИ и школы-испытателей, Валентина Гризодубова, Юрий Гарнаев, Владимир Мясищев, Андрей Туполев, Юрий Гагарин... Их имена носят улицы нашего города. И не так уж и много этих улиц... Если отдать должное всем, то надо присваивать их имена каждому дому этого удивительного города. И все равно этих домов не хватит! Более 100 Героев Советского Союза жили и работали в нашем городе. Они жили в полетах, в небе...
Но сейчас почти нет полетов и почти не осталось Героев...
Скоро наш город станет просто музеем-памятником авиации, которой мы гордились как самой лучшей в мире. И это было действительно так.
Лица наших земляков-героев мы скоро можем видеть только на надгробных плитах! Что делать? Неужели прошло время романтиков, влюбленных в небо? Неужели город авиаторов с уникальной научной и испытательной инфраструктурой, которой нет нигде в мире станет городом-призраком? Это страшно!
Почему молодежи не дают дорогу в небо в самом городе те, от кого зависит это будущее? Почему у нас нет доступных аэроклубов, где можно было бы летать на планерах и самолетах, прыгать с парашютом всем, почему нет центров где можно строить не только летающие модели, но и небольшие самолеты, как это было в 30-е годы? «От модели – к планеру – с планера на самолет!». Лозунг тех лет актуален и сейчас! Надо строить Дворцы технического творчества, где молодежь могла бы проводить все свое свободное время, чтобы своими руками она творила свое будущее. Большое начинается с малого, как и театр – с вешалки. Где нам найти эту вешалку?
В тяжелейшие годы разрухи молодая страна Советов смогла создать условия для развития интересов. В 20-30 лет молодежь становилась главными конструкторами и генералами и большинство самолетов делалось руками этой молодежи. Рекордные полеты Чкалова и Громова, Гризодубовой, первые Герои Советского Союза. Время Героев. Время увлеченных и больных авиацией.
Сейчас нет идеологии в стране, запустившей впервые в мире спутник и человека в космос!
Но кто двигает литературу, медицину, историю, науку? Инженеры и рабочие! Они делают машины, инструменты и компьютеры, без которых невозможно представить современное общество! Они главные созидатели будущего. Они – это мы, те кто сейчас только учится в школе, но школу будущего должны создавать те, кто влюблен в авиацию. Пришло время разбрасывать камни, не то их просто некому будет потом убирать!
Развитие экономики России, сдерживается катастрофической нехваткой квалифицированных технических кадров.
Надо привлекать школьников к научной работе на преприятиях нашего города, проходить там практику.
Наиболее одаренные и увлеченные школьники могут по договоренности работать на малых аэродинамических трубах ЦАГИ – продувая модели – что сейчас весьма актуально для беспилотной авиации...
Что особенно в этом полезного – это то что школьники после окончания школ будут прежде всего работать на этих предприятиях.
А мечта – она должна создаваться людьми, которые преданы авиации, в клубах встреч по интересам с летчиками-испытателями, учеными...
И тогда, возможно, город воспрянет как птица Феникс - из пепла...
Сейчас наш знаменитый на весь мир стал городом торгашей!
Престиж профессионала-авиатора должен быть главным в городе, где живут те, кто создавал самую передовую современную авиа и космическую технику. И всё в этом городе должно работать на авиацию! А самые маленькие должны грезить полетами и наукой и готовиться к своей миссии стать авиаторами с большой буквы, с самых малых лет, овладевать техникой с начальной школы, так же как и музыканты, художники, спортсмены. Примеры у нас есть брать с КОГО – с людей, которые живут среди нас и до сих пор продолжают летать, испытывать, строить технику будущего. Это наши отцы и деды...
Владимир Першин - преподаватель лицея №14 им.М.Громова, г.о.Жуковский бывший главный редактор журнала «Авиамодельный спорт»
+7(966)324-51-08
pershin47@mail.ru Дата размещения: 06.11.24г.
Другие новости: Статья Владимира Ефимовича Першина о проблемах подготовки технических кадров в России Многие лидеры партий России, правительственные чиновники, министры, депута-ты неоднократно бывали в г.Жуковском на международных авиасалонах, на базовых предприятиях города, но никто не предложил ниче... [ читать дальше ]
Ждем уже в 2025 году будущее Российской авиации - новый истребитель МиГ-41 В эпоху высоких технологий и стремительного развития военной авиации, проектирование новых самолетов становится ключевым аспектом национальной безопасности. Одним из самых ожидаемых проектов в этой об... [ читать дальше ]
Смена «Юный техник» ГБУ ДО «РЦВР» в лагере «Костёр» Высокогорского района РТ 22 октября "ФАС-ТАТАРСТАН" совместно с Центром скаутинга ПИШ КАИ приняли участие в профильной республиканской смене «Юный техник» ГБУ ДО «РЦВР» в лагере «Костёр» Высокогорского района РТ.... [ читать дальше ]
|