Немного о самолетах принявших участие в Чемпионате Европы по высшему пилотажу радиоуправляемых авиамоделей F-3A 2016 года в Германии. Сразу скажу, никаких глобальных перемен в техническом оснащении на нынешнем Чемпионате не произошло. Но новые и интересные решения, конечно были.
Первое, что попалось на глаза, был инновационный самолёт Польской сборной. На самом деле инноваций в нём оказалось всего две: самодельная двухдвигательная система контр-ротейшн и откровенно уродливый внешний вид, обусловленный странным ихтиандроподобным гребнем и вызывающей раскраской. Двухдвигательная система состоит из двух аутраннеров, похожих на Q80 но явно меньших по размеру, которые установлены на сдвоенном валу. Первый ротор вклеен в кок и имеет полый вал, второй – установлен сразу за первым на привычном месте. Установлены два регулятора JETI 75. Все сделано просто и надёжно.
Второе интересное решение, это два самолета французской сборной. Как я понял, летит на них один пилот. Но сделаны они под разные погодные условия. Оба бипланы. Оба имеют одинаковое оперение и крылья. Но один самолёт с более-менее стандартным по высоте фюзеляжем и классической моторной установкой, второй – с гипертрофированно высоким фюзеляжем и системой контр-ротейшн. Это кстати, единственная шестерёнчато-ременная система от Hacker motors на этом чемпионате. Никаких проблем с ней у владельца не возникало, в том числе и с пластиковой шестернёй. Видимо, беда с такой системой у нашего Виктора Ребенка, носит разовый, а не системный характер.
Третье решение, которое стало довольно часто встречаться – это цельноповоротный стабилизатор. Такой установлен на многих самолетах производства «BJ Craft», а также у Гернота Брукмана на его «Сенсации». Сам Брукман отзывается о таком решении довольно сдержанно – без излишнего восторга, отмечая при этом, что все радиусы становятся более плавными и самолёт в них более стабилен, особенно в маленьких.
Четвёртое, очень интересное решение, – это воздушный тормоз, установленный на Т-каналайзере. Такое решение применил Хуан Ромбаут на новом самолёте собственной разработки «Cosmic». Сам по себе самолёт очень эстетичен и грациозен. И даже огромный Т-каналайзер с толстым профилем не испортил его внешний вид. В задней части Т-каналайзера вырезан отклоняемый аэродинамический тормоз, схожий с обычной рулевой поверхностью. По словам Хуана, при отклонении такого тормоза, фактически не требуется введение существенного микса на руль высоты, что он с гордостью и продемонстрировал. Действительно, микс был совсем незначительный – буквально полмиллиметра отклонения РВ.
Пятое решение, – это аэродинамические гребни внутри бипланной коробки на самолёте «Prometheus» от «Sebart». Вообще, этот самолёт и так был весь в гребнях, но теперь гребни появились на киле и стабилизаторе. Жуть! Похоже они сильно мешают самолёту лететь. Особенно в плотный ветер. Было очень сильно заметно, как сам Себа старательно экономит энергию в аккумуляторах летя комплекс P-17, что откровенно портило его полёт.
Шестое решение – и опять Себа! Его пытливый ум, придумал нечто совсем нестандартное, а именно установить руддер в руддере. С его слов, это должно облегчить выполнение срывного поворота. Мы не стали его разубеждать и тактично промолчав, пошли себе дальше. Больше никаких технических новинок нам не встречалось и можно рассказать о том, на чём летает основная масса пилотов на чемпионате Европы 2016 года.
Производители:
Тут безусловный лидер по количеству самолётов – «OXAI» Примерно треть всех пилотов летит на моделях этого производителя. Повсеместно встречаются всевозможные разновидности «Galactik» и «Axiome». Еще чаще – бипланы: «Citrin», «Kunzit», «Ascent», «Accuracy», «Final`s touch», «HeraS».
Следующий по популярности производитель – фирма «BJ Craft», с владельцем которой, мне недавно удалось пообщаться. Бипланов «BJ Craft» на чемпионате замечено не было, а вот монопланов было довольно много. Это были модели «Essence», «Invitation», «Agenda» и «Epizode». Летят все эти самолёты очень убедительно, что объясняет их растущую популярность.
Далее, с большим отставанием идёт «Sebart» с моделями «Mythos PRO» и биплан «Prometheus». Биплан «Hera S» отнесём всё же к «OXAI», так будет правильнее.
На ЧЕ также присутствовали отечественные модели:
4 модели «Angel`s Shadow» Владимира Козловского: 2 самолёта в нашей сборной и 2 – в сборной Ирландии.
2 модели «Contrast» Сергея Данилова: оба самолёта в сборной Украины. Один из них полетит в полуфинале, куда впервые в истории вышел пилот из бывшего СССР – большой молодец и трудяга Юрий Роговой.
Остальные модели представлены в практически единичных экземплярах.
Моторы и системы Contra rotation:
Системы Contra rotation делятся примерно поровну между системами Brenner-а, и системами «E-Factor». Одна система «Hacker» с шестернёй и ремнём, и одна самодельная система «Double-rotor» у поляков. Пропеллеры разнятся от 22х18 + 22х20 до 22х20 + 22х22.
Классические мотоустановки делят между собой «Hacker» Q80-XS и «Plettenberg» Advance 30-10, причём вторых – несколько побольше. Моторов «Hacker» C-50 в «чистом» виде больше нигде не встретить. Вымерли будто динозавры. Двухлопастные пропеллеры применяются от 20.5х12 до 21х14. Трехлопастные – «Mejzlik», «Falcon», «Ulsamer». Размеры 20х13, 19×13.5, 19.5×13 и 20×12.5.
Вот вроде бы и всё о технической стороне чемпионата Европы 2016.
Сергей КимДата размещения: 06.08.16г.
Другие новости: Положение Кубка ДОСААФ России по авиамодельному спорту в классах кордовых моделей F-2А, F-2В, F-2C, F-4B в городе Смоленск 1. Общие положения 1.1. Спортивные соревнования Кубок ДОСААФ России по авиамодельному спорту проводятся в соответствии с календарным планом спортивных мероприятий ДОСААФ России на 2016 г... [ читать дальше ]
Приглашаем на соревнования по кордовым авиамоделям всех классов F-2A,B,C и 4B в Самару Федерация авиамодельного спорта Самарской области приглашает спортсменов принять участие в традиционных стартах "Кубок Поволжья" в классах F-2A,B,C и 4B.Сроки проведения: 10-11 сентября 2016 г... [ читать дальше ]
Дневник Чемпионата Европы по высшему пилотажу радиоуправляемых авиамоделей F-3A 2016 года в Германии. Открытие соревнований, техническая регистрация Полчаса официальной тренировки пролетели совершенно незаметно. После полётов Алексея и Саши оставалось ещё почти 13 минут времени. Сергей Юрьевич заправил полный бак и с аппетитом доел всё оставшееся ... [ читать дальше ]
|